Никита Сергеевич Михалков – сын автора «Дяди Степы» и нового старого российского гимна, режиссер-оскароносец, отпрыск древнего дворянского рода. Никита Сергеевич еще и «ум, честь и совесть» нового российского кино, а значит, и думающей, снимающей и смотрящей России. Кому, как не ему, отвечать на исконно русские вопросы о власти, вере, деньгах и будущем страны?
Никита Сергеевич Михалков родился 21 октября 1945 года в Москве. Отец-Сергей Владимирович Михалков, известный детский писатель, мать-Наталья Петровна Кончаловская.
До четвертого класса Никита успешно учился в 20-й спецшколе, но затем школьная программа стала меняться в сторону усложнения, стало больше точных предметов, которые ему совершенно не давались.
Никита Сергеевич вспоминает: "Однажды меня вызвали к доске. Я отправился. по словам классика, с легкостью в голове необыкновенной. Подошел к доске, увидел уравнение, взял мел. И тут почувствовал, что не только не могу решить, но просто не понимаю, что написано. И когда за спиной услышал более-менее бодрый скрип перьев одноклассников, со всей очевидностью ощутил всю катастрофическую пропасть, на краю которой стою. Причем н6аибольшее впечатление произвело не то, что я не знаю, а то, что ребята знают, а я нет. И от этой безысходности потерял сознание. Очнувшись, увидел над собой ироническое лицо учительницы, которая была убеждена, что это "липа". Меня отпустили домой. Потом, много лет спустя, я узнал, что вся учительская смотрела мне вслед и ждала: вот сейчас Михалков даст стрекача. А я действительно плелся, ничего не соображая, держась за стену."Заканчивал Никита Сергеевич уже вечернюю школу.
В кино Никита Сергеевич начал сниматься в 14 лет. В 1960 г сыграл в маленьком эпизоде в фильме Василия Ордынского "тучи над Бронксом", в 1961 г в фильме Генриха Оганесяна "Приключения Кроша". В 18 лет сыграл одну из главных ролей в фильме Георгия Данелия "Я шагаю по Москве" и спел там доныне популярную одноименную песню. После чего юный Михалков сразу сделался всенародно любимым и очень известным. В год выхода фильма Михалков поступает в Театральное училище имени Щукина.
Вместе с ним на курс поступила в училище и 19-летняя восходящая звезда советского кино Анастасия Вертинская. Через два года они поженились, у них родился сын-Степан. Этот брак вскоре закончился разводом. В 1966 г Михалкова отчисляют из Щукинского училища за нарушение дисциплины (Михалков неоднократно игнорировал запрет на киносъемки, который существовал для студентов училища). Он переводится на 2-й курс режиссерского факультета ВГИКа в мастерскую Михаила Ромма -- там же за восемь лет до него учился его старший брат Андрей Кончаловский.
В 1971 году Никита Сергеевич заканчивает ВГИК. Его дипломной работой стала короткометражная картина: "Спокойный день в конце войны". После окончания института, неожидано для всех, Никита Михалков уходит в армию, на Камчатку в атомный подводный флот. Демобилизовавшись, Михалков женился во второй раз -- на манекенщице Татьяне Соловьевой, с которой познакомился еще до армии.
В 1974 году на экраны страны вышел первый фильм Михалкова-режиссера "Свой среди чужих, чужой среди своих". В год выхода этого фильма в семье Никита Сергеевича родилась девочка, которую назвали Анной, а через год мальчик-Артем.
Десятилетие 1974-1984 гг прошло для Никита Сергеевича очень плодотворно. Практически ежегодно на экраны страны выходили его фильмы: "Раба любви" (1976), "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1977), "Пять вечеров" (1979), "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" (1980), "Родня" (1982), "Без свидетелей" (1983). Его фильмы получают международное признание, завоевывают множество призов на международных и всесоюзных фестивалях. Также на рубеже 80-х годов Михалков много и успешно снимается, как актер. Самые известные его роли: "Сибириада"-режиссер Андрей Михалков-Кончаловский (1979 г), "Вокзал для двоих" ( 1983 г), "Жестокий романс" (1984 г)-режиссер Эльдар Рязанов.
В 1984-м Никите Михалкову присвоено звание народного артиста РСФСР.
В 1986 г на 5-ом съезде кинематографистов Михалков выступил с принципиальной, гневной речью в защиту Сергея Бондарчука. Это оказалось настолько несозвучно времени, что вызвало жесткий прессинг по отношению к нему со стороны коллег. Позднее Никита Сергеевич говорил: "После моего выступления поговаривали, что Михалков-де прогадал, не на того поставил. Я хочу быть правильно понятым: Бондарчук мне не родственник, нас связывают только профессиональные отношения. Но он снял "Войну и мир", "Судьбу человека", "Они сражались за Родину". Свой вклад в советский кинематограф этот режиссер внес, и это объективно. И мне претит, когда люди, вчера еще раболепно молчавшие, сегодня (только потому, что сказали-можно) вычеркивают Бондарчука из списка делегатов съезда союза кинематографистов." Видимо, именно эта принципиальная позиция Михалкова во многом послужила поводом к тому, что его следующая картина "Очи черные"(1987 г), -которую он снял в Италии была воспринята в штыки отечественной критикой, несмотря на огромное количество призов, которое она заняла на международных кинофестивалях. Далее эта ситуация (разгромная критика при успехе у зрителей и на международных киносмотрах) станет повторяться с выходом каждой новой картины Никита Сергеевича. Во время съемок этого фильма у Михалкова родилась дочь-Надя. День ее рождения (27 сентября) Никита Сергеевич "увековечил" в "Очах черных". Специально выложил цифру "27" цветами на клумбе в одной из сцен.
В конце 80-х Михалков создает продюсерское объединение "Три Тэ" (Творчество, Товарищество, Труд), которое успешно работает и по сей день.
Первым фильмом, созданным при участии этого объединения, стала картина Михалкова "Урга"(1991 г)-притча о монгольской семейной паре, живущей в степи. Картина имела шумный успех на международных кинофестивалях, собрала богатый урожай призов, была номинирована на "Оскар".
В апреля 1990 года Никита Сергеевич был избран президентом Всероссийской теннисной федерации, в отставку ушел в сентябре 1995 г.
С января 1992 г Никита Сергеевич - член Президиума Росийского международного фонда культуры. 21 мая 1993 года Никита Михалков был избран председателем правления Российского фонда культуры (вместо академика Дмитрия Лихачева, оставшегося почетным президентом Фонда). В марте 1994 года на пресс-конференции Никита Михалков зачитал обращение с просьбой о помощи в восстановлении сгоревшего 18 февраля 1994 года здания Российского фонда культуры. По его мнению, для этого необходимо около 700 тысяч долларов. По мнению руководителей Фонда и по данным предварительной экспертизы, пожар возник в результате поджога. Под угрозой приостановления оказалась сама деятельность Фонда культуры, что, по мнению Никиты Михалкова, "выгодно тем, кто заинтересован в дестабилизации обстановки в Фонде и бесконечно распускает слухи о якобы существующем конфликте между ним и академиком Лихачевым. Конфликта же на самом деле нет, поскольку и Михалков, и Лихачев одинаково видят главную цель Фонда в развитии культуры малых городов".
В 1993 году Михалков снял фильм "Анна. От 6 до 18", рассказывающий о жизни его дочери Анны.
В 1994 году снял фильм "Утомленные солнцем". Фильм получил множество международных наград, главными из которых по праву можно считать Гран-при Канского кинофестиваля, и "Оскар" за лучший иностранный фильм.
На выборах 1995 года Н.Михалков вошел в список блока НДР. 18 сентября 1995 года в интервью РИА первый заместитель председателя федерального координационного комитета "Наш дом - Россия", председатель Госкомимущества Сергей Беляев заявил, что Никиту Михалков может коснуться механизм "ротации" избранных в парламент представителей НДР. По словам Беляева, после 2-3 месяцев работы в парламенте Михалков мождет вернуться к своей обычной деятельностью, а его место займет другой член списка НДР.
В 1998 году избран председателем правления Союза кинематографистов РФ.
В 1999 г выходит новая картина Никита Сергеевича "Сибирский цирюльник". Одновременно с выходом этого фильма в прессе поднимается шквал доводов и предположений, связанных с возможным выдвижением Михалковым своей кандидатуры на президенских выборах. Эти слухи не подтвердились, в списке кандидатов в президенты 2000 г фамилия Н.Михалкова отсутствовала.
Также Никита Михалков: Член президиума Всемирного русского собора (1995 год).
Член комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.
Сопредседатель Совета Российского Земского Движения.
В 2002 г на съезде союза кинематографистов России Н.Михалков переизбран на посту председателя союза.
Фильмография режиссерская: Свой среди чужих, чужой среди своих (1974); Раба любви (1975); Неоконченная пьеса для механического пианино (1976); Пять вечеров (1978); Несколько дней из жизни И.И.Обломова (1979); Родня (1981); Без свидетелей (1983); Очи черные (1987); Автостоп (1990); Урга. Территория любви (1991); Анна от 6 до 18 (документальный, 1993); Утомленные солнцем (1994); Реквием Великой Победы (1995, сорежиссер. С.Мирошниченко); Сентиментальное путешествие на мою Родину. Музыка русской живописи. Никита Михалков (1996); Сибирский цирюльник (1998); Отец (2003); Мама (2003); Никита Михалков. Русский выбор (документальный, совм. с телеканалом "Россия", 2003); Генерал Кожугетыч (документальный, 2005); Персона нон грата (2005); Статский советник (2005); 12 (2007).
Фильмография актерская: Солнце светит всем (1959); Тучи над Борском (1960); Приключения Кроша (1961); Я шагаю по Москве (1963); Война и мир (1965); Перекличка (1965); Год как жизнь (1966); Шуточка (1966, ТВ); Не самый удачный день (1966); Звезды и солдаты (1967); Дворянское гнездо (1969); Красная палатка (1969); Песнь о Маншук (1969); Спорт, спорт, спорт (1970); Держись за облака (1971); Станционный смотритель (1972); Свой среди чужих, чужой среди своих (1974); Раба любви (1975); Неоконченная пьеса для механического пианино (1977); Сибириада (1978); Портрет жены художника (1981); Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей (1981); Родня (1981); Два голоса (1981, ТВ); Вокзал для двоих (1982); Инспектор ГАИ (1982); Полеты во сне и наяву (1982); 250 граммов (Радиоактивное завещание) (1983); Жестокий романс (1984); Под северным сиянием (1990); Униженные и оскорбленные (1990— 1996); Прекрасная незнакомка (1992); Анна от 6 до 18 (1993); Утомленные солнцем (1994); Ревизор (1996); Сибирский цирюльник (1999); Статский советник (2005); Персона нон грата (2005); Жмурки (2005); Мне не больно (2005).