Ученые подсчитали, что в настоящее время на Земле спрятано сокровищ более чем на 900 миллиардов долларов! Охотникам за кладами есть что поискать. В нашем обзоре – легендарные клады, которые пока никто не отыскал, величайшие находки последних лет, а также юридический ликбез для тех, кто отправляется на поиски богатств…
Легендарные клады. Сокровища инков. Уже четыре с лишним века в древних рудниках Перу и на высоких плато, в глухих пещерах и на склонах Анд – во всех уголках бывшей империи инков роются кладоискатели. По легенде, за то, чтобы освободить из испанского плена императора инков Атауальпу, конкистадор Писарро потребовал громадный выкуп: за два месяца наполнить золотом ту самую темницу, в которой заточен Атауальпа. А это, ни много, ни мало, почти 50 кубических метров золота! Инки принялись собирать свои сокровища – груда драгоценного металла росла и росла, но все же, когда время истекло, комната так и не была заполнена. И хотя Атауальпа убеждал Писарро, что ждать осталось немного, тот все же казнил его. Когда стало известно о смерти императора, в пути находилось одиннадцать тысяч лам, груженых золотом…
Золото Маккены. Считается, что у Белой горы, расположенной неподалеку от города Кенаб в американском штате Юта, есть скрытый каньон до верху наполненный золотом из потерянных рудников первых испанских колонистов. Этот загадочный тайник не могут обнаружить вот уже более 450 лет, а стоимость сокровищ оценивается в 10 миллиардов долларов.
Клад тамплиеров. Сокровища «бедных рыцарей Христовых» – так скромно именовали себя тамплиеры – хранились в неприступном замке Тампль в окрестностях Парижа. Казалось бы, никто не сможет проникнуть в крепость, окруженную глубоким рвом, и потому ничто не угрожает казне ордена. Однако никакие стены не спасли рыцарей: по приказу французского короля Филиппа Красивого, которому не давало покоя золото тамплиеров, глава ордена и его сановники были обвинены в ереси и казнены. Каково же было разочарование короля, когда настал час считать добычу: она оказалась совсем не такой громадной, как того хотелось. Все потому, что главные богатства тамплиеры на всякий случай успели где-то припрятать. Но где?.. До сих пор загадка.
Библиотека Ивана Грозного. По мнению историков, знаменитая библиотека грозного царя, до сих пор не найденная, является лишь малой частью его сокровищ. Основные ценности легендарной библиотеки — древнегреческие и латинские рукописные книги. Последний раз их видела в кремлевских подземельях царевна Софья в 1682 году. В 1997 году московское правительство организовало штаб для поисков библиотеки. Однако результатов пока нет.
Сокровища Чингисхана. К месту погребения великого хана были доставлены все его богатства. Предположительно, склеп полководца с немыслимым завоеванным богатством лежит в районе Аврага в Центральной Монголии. Перед смертью Чингисхан просил, чтобы его могила не имела никаких опознавательных знаков. Его пожелание было выполнено: над захоронением прогнали табун лошадей, а свидетели и исполнители погребения были убиты.
Остров сокровищ. Остров, описанный в романе Стивенсона, на самом деле называется Кокос, а зарытые на нем сокровища не найдены до сих пор. Говорят, там зарыта вывезенная из Перу статуя Богоматери в человеческий рост из чистого золота весом в 500 кг, украшенная изумрудами и жемчугом. По некоторым данным, там же спрятан фантастический клад из полусотни сундуков с золотой церковной утварью, украшенной шестью сотнями крупных топазов, двумя сотнями больших изумрудов и алмазов, а также 9 тысяч отчеканенных в Мексике золотых монет.
Самые громкие находки новейшего времени 2005 год: На острове Мас-а-Тьерра, Чили (остров Робинзона Крузо) найдено золотых дублонов, пиастров и инкских статуэток на сумму 10 миллиардов долларов. О находке заявила группа кладоискателей, спонсируемая фирмой Wagner.
2003 год: Во Флориде искатели сокровищ наткнулась на темно-зеленый изумруд весом более сорока карат стоимостью более миллиона долларов в районе затонувшего почти четыре века назад испанского галеона «Санта-Маргарита».
2003 год: Со дна Атлантического океана поднят пароход S.S. Republic, затонувший в 1865 году со 180 миллионами долларов, предназначенных для восстановления южных штатов Америки после Гражданской войны 1861-1865 годов.
2002 год: Британская геологоразведочная компания Subsea Explorer Ltd. обнаружила корабли Оливера Кромвеля у берегов Шотландии. Стоимость содержимого оценивается в 3 миллиарда долларов.
1985 год: Американский дайвер Мэлвин Фишер вытащил с затонувшего испанского галеона «Аточа» драгоценных камней, золота и серебра на 400 миллионов долларов, пишет Genie-tour.ru.
Что причитается тому, кто нашел клад? По российскому закону найденный клад полагается поделить пополам (если не договорились по-другому) между собственником земли, где он лежал и нашедшим. Если владелец не был проинформирован о том, что в его земле кто-то роется, то клад автоматически достается ему. Если найденное относится к памятникам истории или культурным ценностям, то хозяин земли и кладоискатель могут поделить половину стоимости имущества, которое следует отдать государству.
Франция также предлагает делить найденное пополам — между собственником земли и искателем.
ританских поисковиков курирует Британский археологический совет: любительский поиск возможен только в пределах «нарушенного распашкой горизонта» и ни в коем случае на археологических памятниках. Информацию о находках следует передавать ученым. Найденный клад следует в течение двух недель отнести в участок полиции, где должны определить, является находка кладом или нет. Клад полагается оценить и предложить по этой цене музеям и собраниям. Если музеи не выразят интереса, находку можно оставить себе.
В Германии право на сокровища принадлежит владельцу земли. Лишь некоторые федеральные земли считают, что их достояние нужно отдать местной администрации.
Конгресс США принял закон об экспедициях к судам. Трехмильная зона территориальных вод, где обнаружены затонувшие корабли, объявляется национальным парком, а сами корабли — национальным достоянием. Любые работы могут вестись только по специальному разрешению властей.
Согласно международному праву страна — хозяйка затонувшего судна имеет право на половину стоимости клада. О распределении оставшихся богатств договариваются хозяева вод, в которых оно затонуло, и поисковые компании.
Жизнь - это клад ускользающий.
Сверкнёт золотом, поманит - и прочь с глаз.
Лови - не лови, а не накрыть ладонью ни единой монетки из тех…
ни единой не унести с собой.
Ищи - не ищи, а пока сама не захочет - не видать тебе её.
Держи - не держи, а настанет час, и сгинет она бесследно,
и ты с ней: заговорённый клад - жизнь.
Ни следа; сумеешь ли ты оставить что-то по себе?
Сможешь, если заговоришь своим заговором этот клад, и за ним будут охотиться люди,
искать в каждом блеске случайном, имя твоё, что ни день, поминать…
...Вот и пришёл тот час.
И над землёй стоит солнце, и на земле живут люди, и в землю кладут зёрна,
и из земли тянутся ввысь тонкие стебли.
А под землёй снова ходит клад - заговорённый на твои стихи, твоим именем наречённый:
никто не знает, где он выйдет, кому покажется, чьим станет…
Пусть же придёт в добрые руки - ибо из добрых рук он вышел…
© Ольга Сапожникова
Поиски сокровищ по закону.
В поисках кладов охотники за сокровищами встречают множество препятствий. Сведения о нахождении кладов зашифровывались, карты и рукописи ветшали, при переписке они теряли часть важных сведений. С течением времени менялся рельеф местности и географические названия гор, рек, населенных пунктов. Владельцы кладов заговаривали их, ставили охранниками различную нечисть.
Но есть еще одно важное препятствие, на которое стоит обратить наше внимание. Это то, что клады необходимо искать исключительно по закону. А на территории той или иной местности действуют свои законы, которые имеют свои отличия, но их необходимо соблюдать, чтобы не допустить конфликта с властями. Иначе вместо приятных хлопот, связанных с поисками клада, на голову охотника за сокровищами грозят обрушиться крупные неприятности.
Но не расстраивайтесь, могу уверить, что клады разрешено искать практически во всех странах. В некоторых странах законы позволяют правительствам выдавать кладоискателям лицензии на определенный срок. Для получения такого документа придется раскошелиться, потому что эта лицензия платная. В других странах покупать лицензию не нужно, но закон оговаривает право государства на получение определенной доли от найденных кладов.
Споры о том, кому принадлежит и как делить найденный клад, велись во все времена. В Древнем Риме вопрос о том, кому принадлежит найденный клад, решался довольно долго. Одни считали, что он должен принадлежать тому, кто его отыскал, другие же были уверены, что клад принадлежит тому, на чьей земле или, в чьем доме он был обнаружен. Точку в этом вопросе поставил император Юстиниан: он издал постановление, согласно которому половина клада становилась собственностью владельца имущества, другая половина принадлежала тому, кто его нашел.
Мы, маги, знаем, что в мрачные времена Средневековья судьбы людей и государства находились в руках всесильной церкви. И церковь решала вопросы о разделе находок. Богословы считали, что клад, найденный при помощи доброго духа, кладоискатель мог оставить у себя. А вот, если помощь исходила от злого духа, охотник за сокровищами подвергался уголовному наказанию. При всем этом, вопрос о том, как установить, какой дух указал путь к кладу, для средневековых правоведов так и остался без ответа. Немудрено, что почти все найденные клады признавались нечистыми и переходили в собственность церкви.
В допетровской Руси не было специального законодательства о кладах. Кладоискатели, а особенно люди, уже нашедшие клад или только оговоренные в этом, задерживались, а иногда даже и заключались в тюрьму, в ожидании ответа из Москвы. Разрядный приказ в Москве, куда поступали дела о кладах, в большинстве случаев предписывал задержанных отпустить из тюрьмы «от пристава и с порук, и впредь кто станет находить, и у тех не отымать, и им продаж не чинить, а кого заделили при разделе клада, - не обделить».
При Петре I правительство объявило все клады собственностью государства.
В царствование Екатерины право собственности владельца земли было распространено на все богатства, сокрытые в ее недрах, в том числе и на клады.
В 1803 году последовало разъяснение Сената о том, что "клад без позволения владельца земли не только частными лицами, но и местным начальством отыскиваем быть не может".
Свод гражданских законов 1832 года окончательно сформулировал положение о том, что «клад принадлежит владельцу земли», причем в пояснении было объяснено: «Клад есть сокрытое в земле или строении сокровище» (ПСЗ, № 20958). Это же положение вошло во все последующие.
В царской России с 1832 года действовал свод гражданских законов, где о кладах было сказано: если клад был найден на государственной земле, то он отправлялся в казну державы. Если же клад находили на частной земле, то он оставался у владельца участка. Этот свод законов сохранился неизменным до 1917 года.
В Советском Союзе вся земля и все, что скрыто в ее недрах, в том числе и клады, были объявлены собственностью государства. Государство являлось собственником всех найденных и ненайденных кладов. При нахождении клада производили оценку найденных сокровищ, и кладоискатель получал 25% от получившейся суммы, 75% отходило в государственную казну.
В Гражданском кодексе Российской федерации имеются статьи, касающиеся находок и кладов.
В статье о находках говорится, что нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом собственника вещи и возвратить ему найденную вещь. Но если собственник неизвестен или неизвестно место его пребывания, то нашедший обязан сообщить о находке в милицию или орган местного самоуправления.
В следующей статье рассматривается приобретение права собственности на находку. Если в течение шести месяцев собственник так и не объявился, нашедший приобретает право собственности на нее.
В Гражданском кодексе не оговаривается время, когда тот или иной предмет был потерян, вчера или тысячу лет назад.
Статья о кладах гласит: «Клад, то есть зарытые в земле или скрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т. п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное».
Если кладоискатель искал сокровища без согласия на то хозяина имущества, то клад будет принадлежать собственнику земельного участка, где обнаружен клад.
Все клады, являющиеся культурными и историческими памятниками, в обязательном порядке передаются в государственную собственность. Закон гласит: « При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере 50% стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное».
В том случае, если поиск клада на чужой территории осуществляется без согласия его собственника, вознаграждение нашедшему клад лицу не выплачивается, а поступает полностью владельцу имущества.
Необходимо знать, что не получают вознаграждения и не имеют права забрать найденные сокровища себе лица, занимающиеся в силу своих трудовых или служебных обязанностей раскопками или поисками, направленными на обнаружение клада (например, археологи).
Закон предупреждает, что при проведении поисковых работ запрещается портить любые исторические и культурные памятники, поскольку они находятся под охраной государства. Закон рассматривает любой ущерб, нанесенный им, как акт вандализма.
Всем известен факт, что большинство старинных кладов располагаются в культурном слое исторических памятников.
Будущие кладоискатели должны твердо знать: если их поймают на раскопках городища, имеющего статус памятника истории, без особого на то разрешения, им придется познакомиться с уголовным законодательством на практике.
Настоящий кладоискатель соблюдает главный неписаный закон: никаких раскопок на святых местах - там, где были православные церкви, буддийские дацаны или проводились шаманские обряды.
Черные копатели считают, что их раскопки - лишь интересное увлечение, что таким образом они изучают историю вкупе с практикой. О себе они говорят: «Мы - поисковики». На самом же деле они грабят исторические памятники, ведут раскопки в местах бывших сражений. Если ученые осторожно, с помощью специальных щеточек, снимают один культурный слой за другим, то современные «гробокопатели» оставляют после себя в земле только «черные дыры» для истории.
С моей точки зрения, раскопки в местах боевых действий являются актом вопиющего вандализма. Подробнее о «черных копателях» мне хотелось бы услышать от вас.