Cреди безмолвной суеты, Как и на земле, под водой опасен не тот, кто страшно выглядит, а тот, кто больно кусает
Как и на земле, под водой опасен не тот, кто страшно выглядит, а тот, кто больно кусает
«Стать звездой». Эквадор, Тихий океан, Галапагосские острова, глубина 15 метров. Морские звёзды на деле страшные хищники. Они способны съесть даже морского ежа — несмотря на его десятисантиметровые колючки. Бесконтрольно расплодившиеся на коралловом рифе звёзды способны прикончить его в считанные месяцы. Но такое бывает только в случае исчезновения их естественных врагов — например, если этих врагов люди выловили на обед сетью
Некоторые кадры, снятые командой известного французского режиссёра и продюсера Жака Перрена (Jacques Perrin) во время работы над фильмом «Океаны», потрясли даже корифеев океанологии, вынужденных признать, что многие особенности поведения обитателей морских глубин стали для них неожиданностью. Впрочем, такая реакция не удивляет — если учесть, что и по сей день исследователи продолжают находить неизвестные виды водных существ. Так, в июле этого года группа учёных из международной исследовательской программы MAR-ECO благодаря новой глубинной технике обнаружила более десяти новых видов морских обитателей в водах Атлантического океана.
Над идеей создания приспособления, которое бы позволило человеку погрузиться в морскую бездну и постичь её тайны, бились многие светлые умы — свои проекты разрабатывали, к примеру, Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci, 1452–1519) и Френсис Бэкон (Fransis Bacon, 1561–1626). Но лишь изобретение акваланга в 1943 году позволило открыть новую эру подводных исследований. Этот надёжный и простой дыхательный аппарат, разработанный Жаком-Ивом Кусто (Jacques-Yves Cousteau, 1910–1997) и инженером Эмилем Ганьяном (Émile Gagnan, 1900–1979), в сочетании с маской и ластами позволил погрузиться в заманчивые морские глубины не только водолазам-профессионалам, но и миллионам любителей подводного спорта.
Дмитрий Мирошников не первый год занимается любительским дайвингом и подводной съёмкой. Благодаря терпению, смекалке, а иногда и просто везению, ему удалось запечатлеть многих обитателей Индийского и Тихого океанов.
«Тени глубин». Эквадор, Тихий океан, Галапагосские острова, глубина 25 метров. На Земле существует всего несколько мест, где можно наблюдать подобное зрелище — нескончаемый поток сотен акул-молотов. Плотность потока напоминает Варшавское шоссе в Москве в час пик, и продолжаться такое зрелище может до двадцати минут. Несмотря на угрожающий вид и на большие размеры (достигает 5 м в длину), акулы-молоты очень боязливы и редко приближаются к дайверу. Для того чтобы сделать этот снимок, мне пришлось задержать дыхание почти на минуту: акулы подплыли ближе, не слыша пугающего шума выдыхаемого воздуха.
«Пигмейский конёк». Филиппины, пролив Себу, остров Кабилао, глубина 38 метров. Пигмейский морской конёк — один из наиболее маленьких (всего полсантиметра!), но в то же время наиболее интересных морских обитателей. Живёт он на большом мягком листе коралла Горгонарии, цепляясь за него своим маленьким хвостиком. Сфотографировать его было довольно непросто — он едва попадал в кадр, а из-за большой глубины продолжительность фотосессии была ограничена семью минутами.
«Морские овечки». Мальдивы. Индийский океан. Когда не спится, дайверы считают рыбок.
«Скаты-орляки». Коста-Рика, Тихий океан, остров Кокос. Для меня среди скатов скаты-орляки занимают почётное второе месте, уступая лишь мантам. Завораживают их чудесные движения треугольных, покрытых крапинками крыльев, их смелость и любопытство по отношению к дайверам. Но вот этот конкретный скат удивил меня длиной своего хвоста. Обычно его обкусывают акулы до существенно более коротких величин. Скат с таким роскошным хвостом — как натуральная блондинка с волосами до пят.
«Охота». Коста-Рика, Тихий океан, остров Кокос. Настоящая сложность съёмки акул на Кокосе заключается не в поиске самих акул, а в поиске подходящего места для съёмки. Я нашёл эту скалу со стаей рыбы во время одного из погружений. Всё, что оставалось сделать, — немного подождать.
«XXL». Эквадор, Тихий океан, Галапагосские острова, глубина 15 метров. Китовая акула — святой Грааль для всех без исключения дайверов. Это самая крупная в мире рыба — до 18 м в длину и до 12 т весом. Несмотря на внушительные размеры (в том числе полутораметровую пасть), она абсолютно безопасна — так как питается планктоном, и даже не офисным.
«Тортилла». Филиппины, Индийский океан, море Бохол, остров Баликасаг, глубина 20 метров. Дайвинг — один из самых красивых и увлекательных видов отдыха. Сорокаминутное погружение в медитативную тишину морских глубин, встреча с потрясающей красотой подводного мира и удивительными его обитателями. Что может быть лучше?
«Любопытство». Коста-Рика, Тихий океан, остров Кокос. Специальный метод съёмки олуш заключается в понимании способа их пропитания: они не очень приспособлены нырять, поэтому всегда готовы поживиться чем-нибудь попутным — остатками рыбы от чужой трапезы, например. На Кокосе пиршества происходят постоянно — тунцы, акулы, дельфины нападают на громадные косяки рыб. Олуши при этом кружат над поверхностью воды, высматривая лёгкую неглубокую добычу. Зная это, необходимо просто резко выскочить на поверхность буквально на секунду и вновь уйти на глубину, но не более полуметра, с приготовленной фотокамерой. На фото — птички решили, что я дельфин и что непременно нужно посмотреть, нет ли вокруг меня чего-нибудь вкусного. Мне осталось только их сфотографировать. Конечно, всё это происходит очень быстро — меньше чем за полсекунды.
«Охота дельфинов». Коста-Рика, Тихий океан, остров Кокос. Во все стороны разбегается «завтрак» стаи бутылконосых дельфинов.
«Золотой котик». Эквадор, Тихий океан, Галапагосские острова, глубина 0.5 метра. Одни из наиболее многочисленных обитателей Галапагосских островов, морские котики, — очень игривые и любопытные существа. Большую часть своего свободного времени они проводят, играя на небольших глубинах рядом с берегом. В отличие от множества других подводных обитателей они не боятся близко подплыть к дайверам: крутятся вокруг, заглядывают в маску, покусывают ласты.